0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 16.01.2025

Автор: Куртева Татьяна Ивановна
Музыкальный руководитель
Иркутская область.г.Ангарск, МБДОУ детский сад№101

Программное содержание:

-Вызвать удивление наслаждение изобразительными приёмами (пение птиц) в музыкальных произведениях разных композиторов.

- Побуждать к проявлению творчества и воображения.

Наглядный материал:

изображение кукушки, соловья, перепёлки.

Оборудование:

 аудиосистема, флеш – накопитель или СD- диск, проектор, экран, ноутбук.

                                                           Ход занятия:

Дети садятся на ковёр вокруг музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами говорили о том, что нас окружает много разных звуков: это шелест деревьев, и капельки воды, капающей из крана, и…(ответы детей).

(звучит отрывок из «Весеннего  вальса» Гельмана – голос кукушки).

Ребята, кто это? (Кукушка). Давайте поищем её в нашем зале (не находят, но догадываются, что звуки доносятся в аудиозаписи). Вот откуда доносится кукушкин голосок. И неудивительно. Ведь композиторы очень любили изображать в своей музыке голоса птиц. А вот и наша гостья.

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт Ку –ку, Ку-ку. (Кукушка)

(Слайд : изображение кукушки).

А хотите послушать, как в музыке изображает кукушку  композитор Дакен? (исполняется «Кукушка» Дакена).

Но что-то загрустила наша кукушка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Нашей кукушке скучно без друзей, и к ней прилетели соловей и перепёлка, и ну давать концерт лесным жителям!

(Слайд: изображение соловья и перепёлки)

Это произведение называется «Сцена у ручья». А написал музыку немецкий композитор Л. Бетховен. Можно только удивляться, как  точно с помощью музыкальных инструментов композиторы передавали щебетанье птиц. Давайте послушаем эту музыку ещё раз. (Слушают).

Эта волшебная музыка превращает вас в птиц. Выросли крылья. Расправились и полетели в свои гнёзда, а соловей, перепёлка и кукушка прощаются с вами.

(В качестве музыкального фона можно использовать  музыку Н. Римского – Корсакова «Пляска птиц»).

 

Занятие №2

Программное содержание:

- Создать эмоциональный настрой с помощью необходимой обстановки (прогулка на улице).

- Вызвать радость от общение с живой природой.

- Закрепить знания музыкального материала по произведениям композиторов Ж.Рамо, Л. Бетховена.

Наглядный и демонстрационный материал:

Картотека картинок с изображением птиц.

Разрезные картинки.

Оборудование:

портативный аудиопроигрыватель, флеш - накопитель

Ход занятия:

Занятие проходит на улице.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня наша встреча проходит не в привычном музыкальном зале, а на улице. И я не ошиблась и ничего не перепутала. А пригласила вас сюда, чтобы послушать щебетание птиц. (Слушаем, любуемся птицами).

Ребята, а может ли музыка изображать птичьи голоса? (Ответы, напоминание о том, что композиторы любили передавать голоса птиц в музыке).

И вот первое произведение (Кукушка Дакена).

Вопросы: Как называется, кто написал?

Давайте послушаем произведение ещё раз, и птицы тоже послушают. Они ведь никогда не слышали такой музыки.

Но не только голос кукушки  изображали композиторы. (Звучит «Сцена у ручья»). Кто же теперь прилетел к нам в гости? (Ответы, вспоминаем, как называется произведение). А может быть, кто-то знает стихи, песни о наших пернатых друзьях? (По желанию дети рассказывают стихи, поют знакомые песни о птицах).

А теперь я хочу предложить вам игру «Музыка на крыльях». (См.приложение).

Ну, вот и встретились  мы вновь с удивительной музыкой, передающей голоса птиц. Давайте попрощаемся с нашими пернатыми друзьями.

                                                    Занятие №3

Программное содержание:

-В результате яркого эстетического переживания, связанного с слушанием музыки, побудить к созданию картины – аппликации на зеркалах.

-Вызвать желание  творить и фантазировать, а затем любоваться полученным результатом.

- Активизировать речь детей.

Наглядный материал:

Раздаточный:

Силуэты деревьев, цветов по количеству детей.

Кисти, розетки для клея, салфетки.

Оборудование:

аудиосистема, флеш – накопитель или СD- диск.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Звучит «Пляска птиц» Н. Римского – Корсакова из оперы «Снегурочка»

Музыкальный руководитель: Сегодня в зале нас встречает музыка, закрывайте глаза и пофантазируйте, что она вам напоминает, на что похожа? (Возможные ответы детей: пение, щебетание птиц и т.д.) Скажите, а где птицам живётся и поётся лучше, свободнее? (Беседа о птицах в клетках и в лесу).

А давайте для птиц вырастим лес прямо здесь, в музыкальном зале. А помогут нам кисточка и клей. Создавать нашу лесную картину мы будем не на бумаге, а на зеркалах (коллективная аппликация на зеркалах) «Что за чудо птичьи трелли». Возможен вопрос поискового характера. «Что приклеиваем сначала- лес или птиц?» (любуемся «выращенным» лесом).

В такой густой красивый лес обязательно прилетят птицы, чтобы порадовать его своим пением. (Наклеивание птиц).

Но чего-то не хватает в нашей картине. Хотелось, чтобы и лес был веселее и птичье пение звонче. (Наклеивание солнца и облаков). Любуемся созданной картиной.

На занятии, как музыкальный фон, используются произведения Н. Римского-Корсакова «Пляска птиц», «Весенний вальс в парке» Д. Гельмана.

 

                     Игровой комплекс «Давай услышим море»

(По музыке из сюиты К. Дебюсси «Море»)

Занятие №1

Программное содержание:

- С помощью музыки и наглядных средств создать картину «морского путешествия».

- Вызвать желание активно участвовать в «плавании», прислушиваясь к музыке и откликаясь на её изменения.

- Активизировать речь детей.

Наглядный материал:

Изображения морских животных и рыб, карточки с силуэтами моряка, руля, флажков.

Оборудование: аудиосистема, флеш- накопитель или СD-диск, проектор, экран, ноутбук, макет корабля.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель приходит в группу и обращается к детям:

- Ребята, а вы хотите со мной путешествовать? А на чём мы отправимся в путь-догадайтесь сами ( показывает карточки с изображением моряка, руля, флажков). Ответы детей.

-Правильно, на корабле, в морское путешествие. Итак все готовы к плаванию по морю, по морским просторам?

Переходят в музыкальный зал.  В зале макет корабля на экране изображение морских обитателей.

-А вот уже и корабль ждёт нас, усаживайтесь удобнее, а сопровождать нас в путешествии по морю будет музыка французского композитора К. Дебюсси. Она так и называется «Море».

-Как и многие композиторы, Дебюсси любил, изображать картины природы и особенно его привлекало море. Музыкой он передавал игру волн, различные состояния моря - спокойное, бурное, взволнованное.

Итак, в путь вместе с музыкой.

Звучит 1часть:

-Прислушайтесь, как спокойно звучит музыка, медленно и лениво перекатываются волны, будто море только пробуждается ото сна. Спокойно движется наш корабль, и мы можем посмотреть вокруг - сколько диковинных рыб проплывает мимо нас: морской конёк, а вон прозрачная, словно стеклянная медуза. А вон там, вдали резвятся добрые и милые дельфины. (Беседа на основе диалога с детьми).

Но что это, прислушайтесь. Музыка стала тревожнее и взволнованнее. Наверное, скоро начнётся шторм. Капитан, скорее к берегу…(звучит фрагмент  «разговор ветра с морем»).

-Как хорошо, что мы успели причалить вовремя. А тем временем на море разыгралась настоящая буря. Волны взлетают высоко вверх и разбиваются о берег. Даже немного страшно, давайте сядем поближе и послушаем, как разговаривает могучий. Сильный ветер с морем. (смотрят видеоролик).

-Да, море бывает не только спокойное, тихое, но тревожное, страшное, бурное. Наше необычное путешествие подошло к концу, «услышать» море нам помогла музыка К. Дебюсси. В группе послушайте ещё раз и вспомните о нашем морском путешествии.

Весь ход занятия подразумевает постоянный диалог с детьми, их высказывания, отношение к увиденному и услышанному.

Занятие №2

Программное содержание:

- Проявлять творчество и фантазию при создании «живой» картины

-Эмоционально  отзываться на яркие музыкальные образы сюиты «Море».

- Поддерживать интерес к музыке с помощью музыкально- дидактических игр;

Наглядный материал:

Демонстрационный:

Большие карточки синего цвета разных оттенков.

Раздаточный:

 Практическое пособие «Море волнуется раз…» - карточки разных оттенков, набор детских книг познавательного характера на тему «Море».

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

-Ребята, сегодня мы опять встречаемся с музыкальной сюитой К. Дебюсси «Море». Но в путешествие мы сегодня отправляться не будем, а поиграем с этой музыкой.

Музыкально – дидактическая игра «Море волнуется раз». (См.приложение)

Педагог предлагает создать живую картину «На дне морском» (дети по желанию выбирают роли: рыб, волн, водорослей и т.д.).